МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.ГЕОТЕКСТИЛЬ. СЕТКА ДОРОЖНАЯ. ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ.

Дорожное строительство-это достаточно сложный и трудоёмкий инженерный процесс, когда требуется ясное понимание проектировщиками происходящих процессов на конкретных участках дороги и неукоснительное исполнение проекта строителями. Если инженерные решения приняты верно, то дорога прослужит долго и счастливо, если нет, - то разрушение полотна дороги начнётся с первых минут эксплуатации.Строительство дорог в нашем регионе имеет свои особенности, с которыми нельзя не считаться. Так климат у нас называется резко-континентальный, что означает, что дневные суточные температуры могут отличаться от ночных до 20 градусов, а так как по законам физики тела расширяются и сжимаются в зависимости от температуры, то можно представить какие нагрузки действуют на дорожное полотно кроме массы проходящего по нему транспорта. Чтобы минимизировать эти нагрузки в асфальто-бетонную смесь необходимы добавки, повышающие эластичность дорожного покрытия или уменьшающие его тепловое расширение (как вариант резиновая крошка от утилизации отслуживших автомобильных покрышек). Второй серьёзный фактор носит сезонный характер, а именно в межсезонье, когда дневные температуры на "плюс", а ночные на "минус". Днём вода от тающего снега или дождя проникает в трещины дорожного полотна, а ночью, замерзая, разрывает трещину. Несколько таких циклов в прогрессии разрушают полотно за несколько дней. Бороться с этим необходимо комплексно. Правильный дренаж в виде дорожных кюветов для сбора больших объёмов воды, местный дренаж в виде подстилающего асфальт крупного щебня с выходом в кюветы для удаления влаги, просочившейся через дефекты покрытия, ливневая канализация в местах, где рельеф не позволяет поднять дорожное полотно, своевременная гидроизоляция образовавшихся трещин в покрытии. Если же вода застаивается на дорожном полотне, то под воздействием транспортных средств оно разрушается в считанные часы.
Опустим проблемы глобального дорожного строительства: геодезическая съёмка, трассировка по оптимальному маршруту, усреднение рельефа, перемещение громадных объёмов инертных материалов и вернёмся на землю.Раньше ремонт дорожного покрытия производился накатыванием следующего дорожного полотна на предыдущее, ещё на многих центральных улицах города при ремонте можно увидеть "слоёнку" асфальтовых слоёв, но проблемы это не решало. На смену пришли другие инженерные решения, дорожные фрезы убирают старое дорожное покрытие, которое используют для отсыпки или изготовления новой смеси, затем накатывается новое покрытие. Но если основание дороги сделано неправильно, то все проблемы остаются на месте.Наши глинистые грунты характеризуются большой подвижностью, морозным пучением, и соблюдение подготовительных мероприятий просто необходимо. И если про настоятельную необходимость хорошего дренажа уже сказано, то теперь время определиться с современными дорожными материалами.
Из каких элементов состоит дорожное полотно? Первичное это почва, сначала срезается верхний слой с корнями, затем первичная подсыпка дешёвыми материалами ( отсев, сланец, грунт, строительный мусор), затем песок, который компенсирует деформации нижележащего грунта, слой щебня (несёт функцию дренажа и воспринимает нагрузку совместно с песчаным слоем), слой армированного бетона (высококачественные дороги) и асфальто-бетонное покрытие. Также применение сетки металлической или синтетической для распределения нагрузки по поверхности покрытия и геотекстиля для предотвращения диффузии слоёв дорожного покрытия. Ну и, конечно, должен быть сделан расчёт толщины покрытия от прогнозируемой нагрузки на дорожное полотно, если не планируется движение большегрузного транспорта, то покрытие следует сделать облегчённым.